среда, 16 марта 2016 г.

" ГОД, КОГДА Я НЕ РОДИЛСЯ " Театр-студия О.Табакова


Спектакль поставлен по известной пьесе " Гнездо глухаря " Константин Богомолов попытался придать ей более сильное социальное звучание, перекинув мостик между днем вчерашним ( действие происходит в 1978 году ) и днем сегодняшним и обнажая давнишние корни сегодняшних проблем. Это заявлено уже в самом названии спектакля  -  " Год, когда я не родился ". В начале действия героиня Дарьи Мороз подходит к краю сцены и говорит, что недавно сделала аборт. Режиссер дает понять, что повествование ведется из сегодняшней реальности от имени мальчика, который так и не родился.

Показана элитная, интеллигентная семья - глава семейства ( О.Табаков ), его жена ( Н. Тенякова ), их дочь Искра( Д.Мороз), сын Пров (П.Табаков) и муж Искры Егор ( А. Голубев ). Живут в большой по тем временам шестикомнатной квартире.

На сцене - огромный экран. Спектакль начинается, как черно-белый кинофильм. Маленький пионер поет трогательную песню о партизанах, по экрану движутся титры. Далее экран приподнимается, разделяя сценическое пространство на две части - нижнюю ( большая комната, где происходит действие. Обстановка вызывает ностальгию по 70-м ) и верхнюю, которая дробится на множество экранов. На некоторых из них показывается, что происходит в данный момент в остальных комнатах ( черно-белое изображение камер слежения ). На других экранах - черно-белые фрагменты прошлой жизни ( поющий Кобзон, Александр Иванов, трансляция какого-то заседания и проч. ). Иногда экран опускается и мы видим действие спектакля " в киношном варианте ". Впечатление очень необычное, порой эстетика кино превалирует над эстетикой театральной. Ретро так притягательно... Полное погружение в ту эпоху, плюс какая-то скрытая динамика действия.

Глава семьи ( О. Табаков ) - чиновник крупного масштаба. Табаков совершенно бесподобен в этой роли ( жаль, что был у нас лишь один букет ). Очень неплохой человек - по-своему мудрый, доброжелательный, обаятельный, прекрасный семьянин. Но в глубине души в чем-то наивный и доверчивый ( таких обычно используют в своих целях карабкающиеся наверх негодяи ). Порой казалось, что это повзрослевший экранный герой молодого Табакова из " Шумного дня ", отмахавшийся шашкой и живущий ныне по правилам своего чиновничьего сословия.
В его семье все, казалось бы, замечательно и стабильно - как и в тогдашней жизни всей страны. Мы были спокойны и верили в идеалы ( совершенно потрясающе, пронзительно, подойдя к самому краю сцены, прочитала Ольга Барнет стихотворение Багрицкого " Смерть пионерки " ). Но к власти уже тогда оголтело рвались лицемерные негодяи и двурушники, комсомольские вожаки и гнилые партократы. Пятая колонна. Они спекулировали на наших идеалах и светлых чувствах, в том числе, над нашим святым отношением к 9 мая - Дню Победы. Для них 9 мая и лозунги - лишь ширма для их корыстных, темных дел.

Стоят на фоне экрана, на фоне Парада Победы - два молодых циника ( Егор, зять героя Табакова и совсем молоденький, подлый его прихвостень ). Стоят и прикидывают, сколько им будет лет в 2000 году. Молодые циники станут хозяевами страны. Они говорят в зал - " Вся страна будет наша !!! ". Идут на экране колонны ветеранов, а эти двое глумятся - " Будет и 70-летие Победы и Парад !! Будет и 80-летие Победы и Парад !! И 85-летие !! " Идут по Красной площади солдаты-победители, а за экраном не двусмысленно звучит старая песня " Нефтяные короли " в исполнении Кобзона.
Говорят, в первой версии спектакля были очень острые и шокирующие моменты. Сейчас их нет, и так все ясно.

Нарыв назревал. А что касается пороков нашего общества, таких как наркомания и проституция, то это тоже стыдливо существовало и в то время, но не было массовым явлением. Но все же - существовало и замалчивалось. И " рвануло " потом не просто так. Об этом тоже есть страшноватые кадры.

Карьерист Егор сначала заставляет Искру сделать аборт, а потом бросает, чтобы жениться на дочке очень большого человека. " Кидает " своего доверчивого тестя и занимает его должность. Вот такие егоры в скором времени будут выкрикивать провокационные лозунги, сжигать партбилеты, подстрекать уставших от нищеты и лжи людей выйти на улицы, чтобы самим прорваться к власти. Чтобы приватизировать и грабить страну.

Молодой Пров не хочет жить, как отец и его окружение. Видит царящую вокруг фальшь и специально совершает нелепые поступки, в знак протеста. Попадает в армию, а в это время начинается ввод войск в Афганистан.
В первоначальном варианте спектакля Искра повесилась. Но вчера этого не произошло. И так все слишком не весело.

Константин Богомолов показал, откуда взялись истоки нынешнего состояния. В эпоху позднего брежневского застоя зарождалось все то, что мы имеем сегодня.

При случае, найдите в интернете картину художника Лучишкина " Шар улетел ". Мы о ней узнали совсем недавно, она написана в 1926 году, находится в Третьяковской галерее. В свое время картина вызвала большой скандал, художника обвиняли в пессимизме и упадничестве. Пустой двор, зажатый громадами домов. Одинокая девочка посреди двора и красный шарик, парящий высоко в небе. В окнах - фрагменты чужой жизни. Водно, что в окне предпоследнего этажа повесился человек. Это можно все разглядеть. У картины есть дальние ассоциации с этим спектаклем.

Владимир и Людмила Романовы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий