суббота, 16 января 2016 г.

Спектакль " КОРОЛЕВСКИЕ ИГРЫ " ( ЛЕНКОМ, 27 ноября 2015 г. )



Спектакль " Королевские игры ", который поставил Марк Захаров по пьесе Григория Горина, идет в ЛЕНКОМет уже ровно 20 лет без перерыва. Это о чем-то говорит. Пьесу Григорий Горин написал по мотивам произведения американского драматурга Максвелла Андерсона ( " 1000 дней Анны Болейн " ).

Данная постановка заявлена как опера ( рок-опера ). Звучит живая музыка ( оркестр ), актеры много поют ( скорее - " распевают" текст, растягивая слова под музыку ). Музыка очень хорошая, особенно - лейтмотив. Сценическое воплощение чем-то напоминает знаменитую " Юнону И Авось ".

Нам спектакль был интересен как с " исторической " точки зрения ( восполнение пробелов знания западноевропейской истории ), так и в плане драматургии. На сцене разворачивается захватывающая история трагической любви короля Англии Генриха VIII и Анны Болейн , ставшей на какое-то время " незаконной " королевой Англии. Это история о любви, ненависти и жажды власти, о несовместимости настоящей любви и законов государственной политики. Добро и зло борются в душе каждого из двух главных героев. Наверное, Анна любила Генриха, но, пожалуй, еще более - власть, к которой рвалась, впутываясь в дворцовые интриги. Тоже самое можно сказать и о Генрихе. Роковой треугольник - Генрих, Анна и Власть. Король Генрих VIII, будучи женатым, без памяти влюбился в Анну Болейн, дочь своего казначея. И, потеряв голову, решает сделать ее королевой. Но Ватикан категорически против этого брака и развода не дает. Генрих вдребезги ссорится с Римским Папой, назначает себя главой англиканской католической церкви и сам себе дает развод, а чуть погодя - венчается. Анна исподволь крутит влюбленным королем, как хочет. Ватикан и английские католики настроены против Анны и недовольны поведением Генриха. В народе назревает брожение. Внезапно умирает жена короля, и он, скорее всего, к ее смерти причастен - так уверены почти все. Король любит, страдает и начинает все более и более колебаться. Его положение усугубляет еще и то, что никто в Королевстве - ни вельможи, ни народ категорически не хотят увидеть на престоле женщину-королеву, да еще в лице Анны ( если с Генрихом, не дай Бог, что-то случиться. А законного наследника нет ). У Анны остался последний шанс - родить престолонаследника, по традициям того времени - обязательно мальчика. Анна твердо пообещала возлюбленному, что у того появится сын.

Но на свет появилась девочка, которую назвали Елизаветой. Для Генриха это оказалось настоящим политическим крахом. Народ на грани бунта. Дворянство недовольно. И тогда король, подстрекаемый некоторыми своими приближенными, бросает любовь на алтарь политики и власти. Он арестовывает любимую жену, обвинив ее в государственной измене и колдовстве. Анну Болейн приговаривают к смертной казни. Любящий и страдающий Генрих хочет заменить смерть на ссылку. Очень сильно сыгран и срежиссирован их последний диалог. Генрих говорит, что в скором времени оставит свой опостылевший трон и уедет в Европу, а Анна потом к нему переберется и они начнут жить, как обычные, счастливые, не обремененные властью люди. Но та отказывается, сказав на прощанье, что после ее смерти Генрих будет безмерно страдать о произошедшем и любить ее еще сильнее. А потому будет предельно заботится об их дочери Елизавете. И исчезает в небытие, в сумраке закулисья.

В финале на сцену выходит маленькая белокурая девочка и сообщает залу, что ее зовут Елизавета и что она - будущая королева Англии Елизавета I , первая в истории Англии женщина-королева. Анна Болейн, умерев, все-таки победила.

Этот спектакль - о безжалостной зависимости человеческой судьбы от рационального и зловещего молоха государственной власти. На протяжении всего действия над сценой висел какой-то уродливый, корявый, страшный, похожий на корень зла предмет, который мы восприняли как " химеру власти " ( слышали, как некоторые зрители спрашивали друг друга - что это такое ). " Химера власти " мрачной тучей нависает над персонажами, давит на них, деформирует психику и уродует человеческую личность. Это в различной мере относится ко всем, кто присутствует на сцене. В конце спектакля зловещий символ запускается со сцены в зрительный зал.

В свое время в данной постановке блистали Леонид Броневой ( в роли дяди Анны Болейн ) и Виктор Раков ( в роли главного придворного злодея, за которую он получил театральную премию " Чайка " в номинации " Лучший злодей " ). Короля Генриха в настоящее время Александр Лазарев играет крайне редко, его заменяет молодой Семен Шкаликов. Смотрится этот актер в целом хорошо, местами - очень хорошо. Но такую мощную роль, как Генрих VIII,  пока до конца еще "не вытягивает" - нужны опыт и время.  Анну Болейн прекрасно сыграла Анна Большова - она в тот вечер была лучшей на сцене.

Людмила и Владимир Романовы,  г. Москва.


Комментариев нет:

Отправить комментарий