среда, 13 января 2016 г.

Гимн человеческому достоинству ( О спектакле ЛЕНКОМа " Пролетая над гнездом кукушки ", 25.12.2015г.)

Удивительный спектакль. Вроде бы, читали произведение К.Кизи и смотрели знаковый фильм Милоша Формана, а какое НЕОЖИДАННО МОЩНОЕ воздействие оказал на нас этот глубокий, философский и волнующий спектакль ЛЕНКОМа !!! Сегодня тематика этой постановки воспринимается шире, чем в 80-е года прошлого столетия, когда мы все так хотели перемен, и потом, в начале 90-х, пьянели от ощущения долгожданной свободы, а далее пожинали горькие плоды наступившей демократии. 

Режиссер излишне не драматизирует происходящее на сцене, идет " по лезвию ножа ", между смешным и грустным, время от времени " подключая " ненавязчивый юмор. И делает это очень точно и дозировано - не ёрничая, не впадая в " чернуху ", не разрушая гармонии сценического действия. Но, чем ближе к концовке, тем меньше смешного, все более слышатся тревожные нотки и ощущается неизбежность трагической развязки.


Действие происходит в клинике для душевнобольных, где жизнь течет по своим устоявшимся законам, размеренно и монотонно. Но лишь ДО появления главного героя - Макмэрфи ( Андрей Соколов ), который в классическом понимании положительным героем не является. Он дерзок, раскован, ничего и никого не боится, ни перед кем не прогибается, не признает авторитетов. Неформальный лидер с криминальным уклоном. Его перевели в эту клинику из тюремного интерната " на перевоспитание " ( как он сам считает - временно ).

Поначалу Мак ( так он себя называет ) относится ко всему происходящему с юмором, весело хулиганит ( " валяет дурака " ), куражиться. Но по ходу действия он все яснее осознает, что пациенты данной психлечебницы - это прежде всего несчастные люди с больной душой, которые не могут адаптироваться в реальном обществе и жить по его жестким законам. Он видит забитых, запуганных людей, которым страшно жить, многие из них - если выйдут на волю - пропадут. У каждого - свои " тараканы " в голове. Некоторые ( как интеллигентный герой Александра Сирина ) сами периодически приходят в клинику, прячась от жизненных проблем. Но большинство здесь - навечно, до конца существования. Они принижены и всего бояться . Бояться нарушать правила распорядка, бояться санитаров, а особенно - коварную и всесильную медсестру Речид ( Елена Шанина ), безжалостную, лицемерную, улыбчивую и хитрую, садистку в глубине души. Она захватила власть в клинике, оттеснив мягкотелого главврача. Психологически сломала пациентов, которые ей безропотно подчиняются.


Мак пытается расшевелить больных, разбудить их сознание от вечной спячки и парализующего страха, вспомнить о своем человеческом достоинстве. Довольно скоро этот бесстрашный и бесшабашный бунтарь, отстаивающий свои права и права пациентов, становиться их настоящим вождем.  Чуть ли не Богом. Но все не так просто. Макмэрфи привык жить по законам тюремной зоны и принес эти законы в совсем иной мир, в котором существуют свои законы и понятия. И один в поле не воин. Но даже когда запуганные, не готовые к борьбе люди, отошли в сторону, он продолжал бороться. Его борьба перешла в фазу смертельной дуэли с медсестрой  Речид.

 

 Но что есть истинная свобода, всем ли она нужна, где ее границы ?

Билли - самый слабый, впечатлительный, открытый и ранимый, живущий в наивных иллюзиях, не выдерживает соприкосновения с жизненной реальностью и кончает жизнь самоубийством.

И только один из пациентов не сломался духом - могучий, молчаливый Индеец, который не тратил силы на разговоры и эмоции, а готовился к решающему шагу.

Финал трагичен. Маку по настоянию медсестры сделали операцию на мозге, превратив в растение. Он лежит на каталке, закутанный бинтами - побежденный, недвижимый и бессловесный. Пациенты клиники глубоко потрясены, они отказываются верить, что ЭТО - их Лидер и Вождь. В НАЗИДАНИЕ другим каталку с Макмэрфи медсестра выставила в коридоре. И тогда, оставшись один на один, Индеец говорит - " Прости, Мак !  Но ты не должен быть ТАКИМ !!! " и, сдерживая рыдания, душит своего наставника подушкой, после чего выбивает решетку на окне и бежит на волю.  Да, если нашелся хотя бы один, кто смог, значит все было не зря !!!  Индеец не сломался, не отступился и, пусть даже недолго, но подышит пьянящим воздухом свободы. Он сделал свой выбор.

 

Режиссеру и актерам удалось добиться ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ достоверности происходящего и правды характеров. Актерам веришь безоговорочно. Их искрящая энергетика притягивает, завораживает и ВОСХИЩАЕТ. На сцене - яркие, узнаваемые, живые люди. Все играли блестяще ( Андрей Соколов, Елена Шанина, Александр Сирин, Андрей Леонов и остальные ). Харизматичный Андрей Соколов, определенно, был в ударе !  Но отдельно, все-таки. хочется выделить Дмитрия Гизбрехта в роли Билли. Мы видели и другие работы этого замечательного актера, но здесь - его невероятная органика потрясает по-настоящему.

 

Этот пронзительный спектакль ЛЕНКОМа, прежде всего, - о человеческом достоинстве и силе духа. При этом он затрагивает такие извечные вопросы бытия - как сущность истинной свободы и её критерии, границы дозволенного, ответственность за свои убеждения и поступки. Живя в среде ( обществе ), где существуют сложившиеся " понятия " и " правила игры ", человек не может быть полностью свободен от законов этого общества. Против системы не попрешь. Но всегда есть право выбора. Финал спектакля ГЛУБОКО потрясает.

 

Владимир и Людмила Романовы, г. Москва.





Комментариев нет:

Отправить комментарий