понедельник, 25 июля 2016 г.

" Сказка о том, что мы можем, а чего нет " МХТ, ПОТРЯСАЮЩЕ !



Очень необычный спектакль с интригующим названием " Сказка о том, что мы можем, а чего нет " талантливо и ярко поставил на Малой сцене МХТ режиссер Марат Гацалов по пьесе Михаила Дуренкова (  который сценически переработал нереализованный ранее киносценарий выдающихся киносценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова, безвременно ушедших из жизни ).

 Действие происходит в сконструированном отделении милиции, а точнее, в ее четырех изолированных друг от друга комнатах с низкими потолками и грязноватыми стенами ( похожих на малоосвещенные, мрачные камеры ). Сделаны они ( очень натурально ) - из листов картона. Зрители, сидящие в каждой из комнат, не видят, что происходит в других помещениях, а только слышат и догадываются. Сразу возникает ощущение некой тайны - а что там, за стеной ?

Перед началом спектакля милицейские патрули конвоировали зрителей из театрального фойе в зловещие комнаты-камеры ( группами, по очереди ). Вели нас по каким-то длинным, темным коридорам, ощущения были не очень приятные и чуточку нервические. Вот милиционеры открыли дверь и скомандовали - " Первая группа - заходит, остальные вперед ! ". Оставшихся повели рассаживаться по другим аналогичным помещениям. А дальше вообще начался полный кошмар.

Нашу группу запустили в обшарпанное замкнутое пространство длиной около 5 метров. Рассаживались свободно - мы и еще несколько человек выбрали первый ряд, за нами было еще два ряда ( для более осторожных людей ). Над головой - давящий потолок высотой не более двух с половиной метров, с которого сиротливо свисала тусклая, голая электрическая лампочка. От нас до противоположной стены - максимум два метра, так что менты в процессе действия ходили , чуть не задевая нас. Прямо напротив расположился старый, грязноватый и местами рваный кожаный диван. Неподалеку - сейф, на нем настольная лампа. Такая же настольная лампа в конце комнаты на тумбочке. Около нее был стул, на котором время от времени сидел дежурный по отделению. Все невероятно достоверно, до мелочей. Реальное ощущение притаившегося ужаса, убогости и парализующего страха. Свет периодически гас, и тогда мы какое-то время сидели в кромешной тьме, многие очень нервно смеялись. ПОЛНОСТЬЮ ЗАМКНУТОЕ, ЖУТКОВАТОЕ ПРОСТРАНСТВО. Состояние безысходности.

В нашей комнате три было двери ( выходящих в коридор, соседнее ( аналогичное ) помещение и на улицу ). В эти двери постоянно входили  и выходили милиционеры данного отделения. Проходили, пробегали, общались друг с другом непосредственно около нас и т.д. Поначалу мы чувствовали себя дискомфортно.
А жизнь в отделении текла размеренно и неторопливо, своим чередом. Все персонажи словно не замечали нас. Курсировали взад-вперед, говорили по рации, что-то таскали, голоса раздавались из-за стен, кто-то смеялся, кого-то невидимого избивали дубинками, слышалась угрожающая ругань и т.д. ВСЕ ОЧЕНЬ БУДНИЧНО, ДОСТОВЕРНО и МРАЧНО.
Некоторые милицейские диалоги были просто потрясающе реалистичны.

Вот протащили около наших ног чей-то труп, завернутый в полиэтилен. Чуть погодя прошла мимо голая проститутка и, прикрывая одеждой переднюю часть тела, поздоровалась со служителями закона. А была она на " аудиенции " у начальника отделения милиции Олега Григорьевича Махмутова, которого очень интересно играл Алексей Кравченко. Жуткий, криминальный тип, способный на что угодно. Алкоголик и развратник, местный князек. Периодически облачался в восточный халат. Говорил мало и негромко, но подчиненные боялись его панически. А рядовой состав - тот, вообще, какой-то забитый, пугливый и безвольный.

Подручным у Махмутова был хитрый доносчик и лизоблюд, способный сотворить  любую пакость ради карьеры. Он и ему подобные составляли ближний круг начальника отделения - этакая шайка оборотней в погонах. Олицетворение темных сил.

Как-то вышеуказанный доносчик приносит информацию, что есть на Яузе реке некий " нехороший дом " - какие-то люди собираются и веселятся там по вечерам,  все в этом доме ходит ходуном. Махмутов решает, что это подпольный бордель и собирается в очередной раз поживиться. Вызывает на допрос хозяйку дома Марину Калашникову и предлагает ей " крышевание " в обмен на денежные поборы. Но Калашникова оказывается связанной с мистическими, потусторонними силами. Всесильный Махмутов в одночасье попадает под влияние ее колдовских чар, поведение его становится совершенно неадекватным. Не помогало ничего. Ни какой-то непонятный, приглашенный священник, который несколько дней ходил с толпой ментов по отделению и читал что-то похожее на молитвы. Ни приглашенный экстрасенс-шарлатан. Порча не снималась. Махмутов влюбился. Посланный им милиционер Некрасов ( для " приглядывания " за Калашниковой ) тоже влюбляется в ведьму. Все пошло наперекосяк у оборотней. В итоге, ослепленный яростью, бесноватый, совершенно "сошедший с катушек" Махмутов убивает сначала Некрасова, а потом - своего подручного. После чего в безумии сжигает дом роковой женщины, предварительно убив и ее. Но тот, кто попал под воздействие мистических, потусторонних сил, тоже обречен. Отделение милиции непонятным образом сгорает вместе со своим безумным, криминальным начальником Махмутовым. О случившимся зрители узнают от милиционеров, которые были посланы на какое-то задание, а потому, случайно остались живы.

В конце спектакля стены помещений демонтируются и зрители всех четырех комнат оказываются в едином пространстве. Давящий потолок тоже исчезает и открывается бескрайнее и чистое звездное небо. Теперь все зрители видят друг друга. Над ними - бесконечный, звездный космос. И нет больше никаких "непоняток", затаившегося страха, таинственности и лжи, осталась лишь "голая правда".

Но в концовке  все-таки возникает ощущение некоторой недосказанности, мистики и неразгаданной тайны -  из разговора патрульных милиционеров по рации зрители слышат, что загадочная Калашникова, по видимому, осталась жива . ( "Еще не все предрешено"... ).

 Было чрезвычайно интересно посмотреть этот захватывающий , невероятно талантливый спектакль, поставленный в жанре сказки-были.
С благодарностью   Владимир и Людмила Романовы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий