Спектакль " Леха ", поставленный на Новой сцене МХТ режиссером Данилом Чащиным по пьесе Юлии
Поспеловой, - невероятно, до боли, пронзителен и глубинно ПОЭТИЧЕН. Это философский, необычайно добрый и талантливый рассказ о Великой и
Светлой печали, человеческом достоинстве, скоротечности жизни, одинокой
старости и бессмертии Любви.
Виктор Кулюхин в
роли Деда - бесподобно, фантастически органичен. Его пожилой герой погружен в
замкнутую атмосферу беспросветного одиночества. Но чем дальше, тем
больше вызывает уважение этот немного смешной и симпатичный старик. Нет в
нем озлобленности, отчаяния и надрыва по поводу бесцельно прожитых лет.
Жизнь свою он прожил честно и достойно, любил жену и детей. И в
нынешнем одиноком существовании он совсем не жалок, не сломлен духом, не
сдается, никого не осуждает. Постоянно
вспоминает сына Леху - далекого и недосягаемого. В своем несгибаемом
оптимизме дед похож на старого, закаленного солдата на войне - упрямо
колет орехи и не отчаивается, "наше дело правое, мы победим".
Действие
спектакля на удивление емкое, сконцентрированное и ясное. За короткий промежуток времени перед нами как-бы промелькнула вся жизнь стойкого старика, к которому
мы успели привязаться. Надежда Борисова в роли ведущей была очень убедительна
и достоверна, точно и четко расставляя интонации и акценты.
Человек
не умирает, пока жива его душа. На другой половине сценического
пространства мы видим старика в молодости - с его бьющей через край,
искрящейся энергетикой постоянного движения ( очень хорош Олег Гаас ).
Именно такой, нестареющий и непокорный дух до сих пор живет в
одряхлевшем теле главного героя.
Внезапно
нахлынувшая любовь к соседке Любови иВанне - отчаянная попытка
вырваться из зашоренного плена одиночества ( замкнутого пространства
пустынной квартирки с ее убогим, зомбирующим телевизором ). Это не
только желание домашнего уюта и обретения некого подобия семьи, но и
подсознательное стремление к вечной молодости и бессмертию, обретение
смысла существования - т.к. именно Любовь является величайшим стимулом
не только выживания, но и жизни вообще. Однако в итоге Любовь иВановна
уходит. А жизнь продолжается. Старик не рассуждает о бессмертии души, но
живет так, как будто точно знает об этом, - спокойно, достойно и
уверенно, не теряя бодрости духа и находясь в ясном сознании. Упрямо
колет орехи и не сдается. Умирать не страшно. На другой части сцены Олег Гаас
продолжает неумолимо и устало бежать, скоро финиш. Вот старик прилег на кровать и
более уже не шевелился. На экране появилась обнадеживающая надпись - " Это
еще не конец ". Но чуть погодя резанула по сердцу безжалостная строчка - " А теперь - конец ". Звучала со сцены печальная, прощальная
мелодия " Я буду вечно молодым ", и было очень тихо в зале. Потом были с
трудом сдерживаемые слезы Виктора Кулюхина на поклонах, оглушительные овации, подступили наши
слезы и всплыла горькая память об ушедших родных и близких, которые в
свое время не дополучили от нас тепла и заботы.Так что это еще - и
спектакль-покаяние.
Искренне,
от всего сердца поздравляем режиссера Данила Чащина, драматурга Юлию
Поспелову и актеров спектакля с огромной
творческой удачей !
С уважением Владимир и Людмила Романовы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий