пятница, 8 июля 2016 г.

Зрительский отзыв на спектакль " Леха "

Спектакль " Леха ", поставленный на Новой сцене МХТ режиссером Данилом Чащиным  по пьесе Юлии Поспеловой, - невероятно, до боли, пронзителен и глубинно  ПОЭТИЧЕН. Это    философский, необычайно добрый и талантливый рассказ о Великой и Светлой печали, человеческом достоинстве, скоротечности жизни, одинокой старости и бессмертии Любви.
Виктор Кулюхин в роли Деда - бесподобно, фантастически органичен. Его пожилой герой погружен в замкнутую атмосферу беспросветного одиночества. Но чем дальше, тем больше вызывает уважение этот немного смешной и симпатичный старик. Нет в нем озлобленности, отчаяния и надрыва по поводу бесцельно прожитых лет. Жизнь свою он прожил честно и достойно, любил жену и детей. И в нынешнем одиноком существовании он совсем не жалок, не сломлен духом, не сдается, никого не осуждает. Постоянно вспоминает сына Леху - далекого и недосягаемого. В своем несгибаемом оптимизме дед похож на старого, закаленного солдата на войне - упрямо колет орехи и не отчаивается, "наше дело правое, мы победим". 
Действие спектакля на удивление емкое, сконцентрированное и ясное. За короткий промежуток времени перед нами как-бы промелькнула вся жизнь  стойкого старика, к которому мы успели привязаться. Надежда Борисова в роли ведущей была очень убедительна и достоверна, точно и четко расставляя интонации и акценты.
Человек не умирает, пока жива его душа. На другой половине сценического пространства мы видим старика в молодости - с его бьющей через край, искрящейся энергетикой постоянного движения ( очень хорош Олег Гаас ). Именно такой, нестареющий и непокорный дух  до сих пор живет в одряхлевшем теле главного героя.
Внезапно нахлынувшая любовь к соседке Любови иВанне - отчаянная попытка вырваться из зашоренного плена одиночества ( замкнутого пространства пустынной квартирки с ее убогим, зомбирующим телевизором ). Это не только желание домашнего уюта и обретения некого подобия семьи, но и подсознательное стремление к вечной молодости и бессмертию, обретение смысла существования - т.к. именно Любовь является величайшим стимулом не только выживания, но и жизни вообще. Однако в итоге Любовь иВановна уходит. А жизнь продолжается. Старик не рассуждает о бессмертии души, но живет так, как будто точно знает об этом, - спокойно, достойно и уверенно, не теряя бодрости духа и находясь в ясном сознании. Упрямо колет орехи и не сдается. Умирать не страшно. На другой части сцены Олег Гаас продолжает неумолимо и устало бежать, скоро финиш. Вот старик прилег на кровать и более уже не шевелился. На экране появилась обнадеживающая надпись - " Это еще не конец ". Но чуть погодя резанула по сердцу безжалостная строчка  - " А теперь - конец ".  Звучала со сцены печальная, прощальная мелодия " Я буду вечно молодым ", и было очень тихо в зале. Потом были с трудом сдерживаемые слезы Виктора Кулюхина на поклонах, оглушительные овации, подступили наши слезы и всплыла горькая память об ушедших родных и близких, которые в свое время не дополучили от нас тепла и заботы.Так что это еще - и спектакль-покаяние. 

Искренне, от всего сердца поздравляем режиссера Данила Чащина, драматурга Юлию Поспелову и актеров спектакля с огромной творческой удачей !
С уважением       Владимир и Людмила Романовы.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий