пятница, 10 июня 2016 г.

Размышления о спектакле " Человек - подушка ", МХТ


Этот весьма необычный спектакль Кирилл Серебренников поставил по пьесе известного современного драматурга Мартина МакДонаха, к творчеству которого в России в настоящее время проявляется большой интерес. Биография этого ирландца, также, как и его творчество, очень неординарна - он самоучка, никакого образования не имеет ( даже школу в свое время не закончил), что не помешало ему в 27 лет стать мировой знаменитостью. " Театральный Тарантино " - так его часто называют.

Спектакль " Человек - подушка " представляет из себя гротесковую социальную драму, решенную в жанре триллера с лихо закрученным сюжетом. Много черного юмора. Пьеса поднимает тему насилия родителей над детьми, являющуюся одной из самых неприглядных реалий современного общества . Автор рассказывает, как зарождающиеся страхи и ужасы, перенесенные в детстве, перерастают в болезненные, маниакальные  комплексы, духовно калечащие взрослеющего ребенка, ломающие его психику и формирующие больную фантазию. Это очень страшный рассказ.

Действие происходит в наши дни в небольшом городке некой абстрактной страны. Двое полицейских - пожилой ( Сергей Сосновский ) и молодой ( Виктор Хориняк ) , допрашивают известного писателя ( Анатолий Белый ). Молодой полицейский - психопат и отморозок, ведет допрос жестоко," с пристрастием ". Постепенно проясняется суть дела. В округе города периодически находят убитых детей, причем убиты они все - с невероятной, особой жестокостью, зверски. Извращенные способы убийства с поразительной точностью совпадают с теми, что приведены в рассказах допрашиваемого литератора ( пишущего жуткие, садистские рассказы-страшилки про детей ), поэтому подозрение в преступлениях падает на него.

По ходу разбирательства выясняется, что у писателя есть  неполноценный, дефективный младший брат ( Алексей Кравченко ), которого он очень любит. Когда они были маленькими, родители обожали старшего брата, но при этом люто ненавидели младшего и ежедневно садистки истязали его за закрытыми дверями. Будущий писатель ( старший брат рано начал писать и подавал большие надежды ) не видел, что именно там происходит, но постоянно слышал душераздирающие крики. Психика мальчика не выдержала этого и надломилась, породив в его больном сознании скрытую, мощную, извращенную агрессию ( которая в дальнейшем пропитала и его литературное творчество, выливаясь в невиданные садистские фантазии ). Он искренне, до душевной боли жалел брата, и когда однажды случайно все-таки увидел, что происходит за закрытой дверью, то убил обоих родителей ( задушил их подушкой ), сумев скрыть следы преступления.

Вследствие всего пережитого младший брат вырос законченным идиотом с искалеченной, деформированной психикой. Старший читал ему на ночь свои жуткие рассказы, которые младшему невероятно нравились. Писатель не понимал, что растит кошмарного изувера, монстра.

В полиции оба брата оказываются в одной камере предварительного заключения, где младший дебил радостно сообщает старшему брату, что все  убийства детей совершил он. Оказывается, когда писатель по утрам уходил по делам, его подопечный отправлялся на улицу или в парк, где ИГРАЛ в рассказы брата-писателя, от которых был без ума. Любознательный отморозок хотел проверить, как все это происходит на самом деле, и что будет дальше. При этом он искренне оправдывал свои жуткие деяния, например, - " Правильно я ту девочку замочил. Это та еще была говнюха  - она как минимум ( !!! ) давила муравьев и т.д.". В зале - нервный смех.

В голове у юного чудовища - полнейший мрак и кошмар. Он восторженно вещает брату - " Вот нас с тобой расстреляют, а мы вместе в рай пойдем и будем там с Богом тусоваться ! ". Писатель с безысходным отчаянием и великим ужасом осознает, что породил безумного маньяка, который уже никогда не остановится. И он убивает младшего брата ( душит его подушкой ). Отчасти делает это из жалости, чтобы того в дальнейшем не истязали на допросах.

Молодой следователь-психопат в детстве испытал сексуальное насилие со стороны отца и поэтому люто ненавидит своих родителей. А нынешняя его жизнь  - сплошной кошмар и постоянные душевные мучения. Этот по-своему очень несчастный человек вдруг начинает испытывать некую симпатию к главному герою ( писателю ), в свое время убившему родителей-изуверов.

Да и другого, мудрого полицейского, оказывается, тоже одолевают комплексы, пришедшие из неблагополучного детства, когда его нещадно третировал злобный папаша-алкоголик. Старый полицейский до сих пор внутренне самоутверждается - пишет втихаря наивнейшие рассказы, где он выступает защитником и спасителем маленьких, неполноценных детей. Но не очень уверен в своих литературных способностях и стесняется этих рассказов, предпочитая пить "в тихую". Однажды он говорит своему озверевшему, утонувшему в личной боли и желании мстить всем подряд, молодому напарнику - " Нельзя прикрывать свою подлость тяжелым детством ! ".

Пожилого полицейского неожиданно тронул один из рассказов писателя, который назывался " Человек-подушка ". Героем этого рассказа был большой сказочный человек, весь состоящий из подушек и подушечек. Он приходил к детям из неблагополучных семей и помогал им уйти в мир иной - пока они не успели вырасти и не начали мстить за свою изломанную жизнь. Или - не начали пить. Этих детей в жизни не ожидало ничего хорошего, а только - разочарования, бесконечные мучения и прочее зло. Человек-подушка очень жалел таких ребятишек, помогая им уйти из жизни . Он плакал, когда убивал их ( душил подушками ).
 
Старый служака понимает, что писатель в прошлом убил своих родителей-садистов, но более - никого.  А нынешние убийства детей в городе умышленно взял на себя - вместо брата. Дело в отношении писателя, вроде бы, можно и закрыть за давностью лет. Но, тем не менее, оставлять в живых его нельзя, он социально опасен. И поразмыслив, мудрый, пьющий сыщик сжигает все неопубликованные рукописи психически "сдвинутого" литератора, а его самого - расстреливает из табельного оружия, в голову. И в тот же момент на кафельной стене, возле которой стоял расстрелянный, появляются яркие, алые брызги и размазанные сгустки крови. Эффектно, неожиданно, очень натурально и жутковато. Приговор приведен в исполнение.

 СЛОВА МАТЕРИАЛЬНЫ.  Каждый писатель должен нести максимальную ответственность за свое печатное слово. Об этой подзабытой ныне истине напоминает данная постановка. Литература для детей и юношества, пропагандирующая бездуховность, всевозможные извращения и жестокость, представляет огромную опасность для общества. Если подобное "творчество" рождается из-под пера людей, наделенных ярким литературным дарованием, то это опасно вдвойне.

Спектакль сделан жестко, порою - очень жестко, нетрадиционно, очень талантливо, без смакования чернухи ( но с черным юмором ), ярко и убедительно.
Владимир и Людмила Романовы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий