суббота, 9 апреля 2016 г.

" ТРИ СЕСТРЫ " в двух театрах

Вспоминая прошлый театральный сезон.
Давай поговорим немного о ТЕАТРЕ. Мы опять были в " Табакерке ", 17 сентября 2015 года, на этот раз смотрели Чеховские " Три сестры ". Интересно было сравнить студийное воплощение пьесы с ПОРАЗИТЕЛЬНЫМ, НЕЗАБЫВАЕМЫМ спектаклем Малого Театра, который поставил Юрий Соломин. Мы видели его два года назад. Игра актеров в том спектакле была безупречна ( кроме молодой народной артистки Пашковой, через чур жеманно сыгравшей Машу ). Но главное в другом. Соломин добился совершенно необыкновенной достоверности происходящего во многом благодаря фантастическим декорациям. Они являются неотъемлемой ( а, быть может, ГЛАВНОЙ ) составляющей общей органики этой постановки. Невероятно ОСЕННИЕ декорации очень ТОНКО передают щемящее настроение спектакля. Одухотворенно-красивые, объемные, живые. От полной натуральности осенней панорамы захватывало дух. Мы сидели очень близко и буквально растворились в сценической осени и в том, что происходило на сцене. Одиночество, безнадежность, угасание, смутные желания, гудок парохода вдали, туман над рекой и ПЕЧАЛЬНО ПАДАЮЩИЕ НА СЦЕНУ ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. Ферапонту постоянно приходилось подметать их. Возникало ощущение бесконечности пространства и светлой печали. Сердце сжималось. Но - надо жить !!!!!!!! С таким чувством после окончания спектакля люди покидали зрительный зал.

В концовке на сцене начал моросить САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ ОСЕННИЙ ДОЖДЬ !!! И душа наша улетала в осеннее поднебесье, навстречу моросящим струйкам. Впечатление от спектакля было настолько сильное, что по дороге до метро я написал о нем стихи.
Стихи о спектакле " Три сестры " ( написаны два года назад после посещения Малого Театра ). Это даже не стихи, а впечатления от спектакля.

В городке, забытым Богом,
Жизнь обыденно пуста,
И зовет Москва в дорогу,
Как заветная мечта.

Но не выбраться из круга,
Все, увы, предрешено,
От судьбы сбежать подругам
Не удастся все равно.

Замело листвой дорогу,
Над рекой туман висит.
Жизнь уходит понемногу.
Дождь осенний моросит..
А теперь - о вчерашнем спектакле " Три сестры ", который мы смотрели в маленьком,тесном зале " Табакерки ". Эта постановка по сравнению с монументальным спектаклем Малого театра, более " домашняя ".  Режиссер А. Марин назвал ее - " Осенний спектакль о пышном увядании человеческой природы ".  Это два совершенно различных студийных воплощения, сравнивать их трудно.

Декорации вчерашнего спектакля  выразительны и очень функциональны. В самом начале мы видим на сцене вагон поезда, на котором три сестры и остальные действующие лица шумно и весело отправляются в Москву. Но поезд так никуда и не поехал - это был лишь прекрасный сон.

В течение всего спектакля на сцене - собранные чемоданы, которые так и простояли там до конца представления.

Поразили большие часы, подвешенные над сценой. Прозрачные, с голубоватой подсветкой - видно, как внутри неумолимо вращаются шестеренки. Часы шли в режиме реального времени. Глядя на них, видишь, как жизнь уходит по минутам. Но в тоже время, пока часы идут - не исчезает и живет МЕЧТА, а с ней - и надежда на лучшее будущее. Сестры мечтают, что все-таки уедут в Москву - город своего детства, прервут, наконец, свое унылое, будничное и тусклое существование. МЕЧТА - ИСТОЧНИК ИХ ЖИЗНИ. Пока часы идут, она существует.

Но во втором акте часы с треском ломаются, шестеренки вылетают. Время остановилось. Разбитые часы = разбитые мечты. Сгущается атмосфера безысходности и душевного надлома. Становится откровенно ясным, что ни в какую Москву сестры не поедут НИКОГДА. Уходит из городка полк и Маша ( Анна Чиповская ) и Вершинин ( Евгений Миллер ) понимают, что уже НИКОГДА не увидятся. И они потрясающе, надрывно-красиво танцуют прощальное танго. Это танго двух людей с разбитыми мечтами, продолжающих, все-таки, страстно и безнадежно надеяться. У Маши эта уходящая любовь была последним спасательным кругом. Танцевали под живую музыку, Чиповская была в ярко-красном длинном платье ( совсем как живой сигнал " спасите наши души " ).

Нелепо погибает славный барон Тузенбах, влюбленный в Ирину. Мучается от душевного одиночества Андрей - брат сестер. Остро переживает бессмысленность существования и одинокую старость военный врач Чебутыкин ( Столько лет не пил, а тут - нажрался в хлам ).

Музыкальный фон - тревожный. Все. Жизнь превращается в застойное болото. Нет мечты, нет надежды, безысходность. Висят под потолком разломанные часы. Теперь надо приспосабливаться и ДОСТОЙНО ВЫЖИВАТЬ. Лучше всех это понимает старшая из сестер - Ольга, которая за все и вся в ответе. " Надо жить ".

Сестры в спектакле, не смотря на различие характеров, показаны как единое целое. Все три сестры, включая Машу ( Чиповскую ) понравились больше, чем в Малом театре. Очень хороша девочка ( ей всего 20 лет, она совсем недавно закончила театральный колледж Табакова ), играющая младшую сестру Ирину. 

Запомнился Борис Плотников в роли Чебутыкина.

Яна Сексте играла Наташу, жену Андрея. Узкоглазая хищница, быстро превратившаяся из кроткой, умственно-ограниченной золушки в гадкую, подлую, двуличную, властолюбивую, жестокую тварь, прибравшую к рукам чужие деньги.

А в Малом театре в свое время нам невозможно понравился Тузенбах в исполнении Глеба Подгородинского - необыкновенно ранимый, чистый, хрупкий, мечтательный и немного наивный детсадовец, непонятно как попавший на военную службу. Когда он погиб, было жалко его до слез. Во вчерашнем спектакле ТАБАКЕРКИ актер сыграл хорошо, но не более того.

 Вновь убедились, насколько актуальна и глубока эта пьеса. Ведь в основном хорошие, вроде бы, в ней люди, а счастья нет ! Помимо всего прочего, этот глубокий. философский спектакль, как нам кажется, еще и о человеческом смирении и терпении.

Владимир и Людмила Романовы

Комментариев нет:

Отправить комментарий